№1 - Генеральный план

Январь – все же лучшее время для подведения итогов. И знаете, что получилось? Оказывается, за ушедший год мы хорошенько постарались над немалым количеством генеральных планов: от маленьких - сельских поселений до больших – городских и муниципальных округов. И самое главное, что за целый год мы ничего об этом не рассказали, поэтому спешим исправляться!

Что же такое генеральный план? Градостроительный Кодекс Российской Федерации, к сожалению, не содержит четкого определения на этот счет, но статья 1 вполне конкретно указывает, что это документ, формируемый в целях планирования территорий, установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Помимо этого, генеральный план служит основанием для внесения сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН.

Законодательно разработка генеральных планов регламентируется положениями Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», а также Приказом Министерства экономического развития РФ от 09.01.2018 г. № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 793».

Генеральный план включает в себя:

- положение о территориальном планировании;

- карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

-  карту функциональных зон поселения, городского или муниципального округа.

Разработка генерального плана происходит последовательно согласно следующим этапам:

- получение исходных данных;

- разработка проекта;

- размещение проекта во ФГИС ТП/согласование с федеральными органами исполнительной власти;

- публичные слушания/общественные обсуждения;

- утверждение проекта;

- размещение утвержденного документа во ФГИС ТП;

- постановка границ на учет в ЕГРН.

Получение исходных данных подразумевает направление запросов в органы исполнительной власти в области демографии, образования, социальной инфраструктуры, спорта, транспорта и т.д. Помимо этого учитываются сведения программ муниципальных образований в данных сферах, а также ранее утвержденные генеральные планы, правила землепользования и застройки, нормативы градостроительного проектирования, данные ЕГРН, материалы, полученные в результате топо- и аэрофотосъемки.

Разработка проекта генерального плана заключается в создании карт и разделов современного состояния, формирования проектных решений на основе предложений, поступивших от населения, расчета необходимой потребности в объектах местного значения и функциональных зонах. Так создается утверждаемая часть готового проекта и материалы по ее обоснованию, которая в последующем будет загружена в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).

Она, в свою очередь, является информационной системой, обеспечивающей доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Согласование является наиболее важным и при этом сложным этапом разработки любого проекта. В случае с генеральным планом согласование проводится:

- с органом местного самоуправления (администрацией);

- с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если на территории предусмотрено размещение объектов регионального значения;

- с федеральными органами исполнительной власти – при размещении объектов федерального значения, наличии особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.

Финальными стадиями являются общественные обсуждения (либо публичные слушания) и, наконец, утверждение проекта.

Публичные слушания проводят в порядке, утвержденном ст. 28 ГрК РФ, согласно которому население может принимать активное участие, вынося свои предложения и замечания. Вся информация по ним заносится в протокол, на основании которого подготавливается заключение. По результатам публичных слушаний генеральный план либо утверждается, либо направляется исполнителю на доработку.

Как правило, утверждается генеральный план решением совета депутатов муниципального образования. Проект постановления об утверждении подписывается главой, либо его заместителем, но так как наша страна велика, в некоторых субъектах существуют иной порядок. Так, например, в Ленинградской области полномочия по утверждению генеральных планов возложены на аппарат губернатора Ленинградской области.

На практике разработка генеральных планов выглядит не так уж просто, как и любая другая проектная работа. Безусловно, в процессе мы сталкиваемся с трудностями, но наша команда всегда находит решение. В конечном счете, это помогает нам приобрести полезный опыт, чтобы проекты утверждались, территории развивались, а людям жилось комфортнее.