На страже чистоты

Прошлой осенью мы рассказывали о политике утилизации отходов в России, основной целью которой являлось формирование системы сбора и транспортировки отходов. Власти говорят об этом давно, но только год назад мусорная реформа встала на путь реализации.

Важной предпосылкой послужило утверждение схемы по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) в 2020 году. В июне 2022 года были внесены корректировки, которые позволили сделать более понятными процессы регулирования работы контейнерных площадок, размещения отходов, их ликвидации и переработки. При этом наиболее сложным вопросом остается создание схемы движения ТБО.

В первую очередь это связано с нехваткой статистических данных, так как более трети миллиона тонн отходов находятся в теневой, либо промышленной зонах. Их невозможно посчитать, а значит и создать оптимальную сеть по движению ТБО. Немало важным фактором являются и масштабы Санкт-Петербурга, его особенности благоустройства. Это не просто крупный город, а мегаполис, внутри которого есть большая историческая застройка, не позволяющая размещать контейнерные площадки, и уж тем более свалки, где угодно. Помимо этого, процесс тормозят устаревшие нормативы, работа над актуализацией которых, по словам властей, активно ведется в последнее время.

Если говорить о положительных изменениях, которые уже можно наблюдать, то население все больше и больше начинает испытывать потребность в системе раздельного сбора мусора. Многие граждане готовы тратить свое время на сортировку личных отходов и их транспортировку в специально отведенные пункты приема. Также люди не против оплаты больших сумм в квитанциях за вывоз мусора с контейнерных площадок около дома, на которых уже предусмотрен раздельный сбор.

Подобная практика наблюдается в густонаселенных районах новостроек, где инициатива зачастую принадлежит застройщикам. Они организуют системы раздельного сбора прямо на территориях жилых комплексов, таким образом люди охотнее начинают приобщаться к сортировке мусора. Однако говорить об этом как об укореняющейся тенденции пока рано, так же как о повсеместном отказе от мусоропровода.

Заваривание мусоропровода – один из первых шагов к системе раздельного сбора и экологии в целом. Так, при его наличии весь мусор сваливается в общий бак, а затем вывозится на свалку, где остается на десятилетия, а порой и столетия. О «пользе» и последствиях растущих свалок нам всем известно. Помимо этого, действующий мусоропровод часто подрывает санитарное состояние дома, становясь причиной неприятного запаха и грызунов.

В последнее время большинство многоквартирных домов изначально проектируется без мусоропровода. В некоторых случаях застройщики отказываются от идеи его установки на этапе сдачи, заваривая или ограничивая доступ жильцов.

Наиболее острыми вопросами во всем этом по-прежнему остаются: кто, сколько и за что должен платить? Общественность довольно давно встала на позицию отказа от оплаты за вывоз мусора по нормативам, так как в реальности количество отходов значительно меньше, но внедрить хоть какую-то подобную практику пока не удалось.

Власти допускают возможность оплаты согласно фактически вывезенному объему мусора. Однако, например, Невский экологический оператор – основная компания, занимающаяся вопросами утилизации отходов в Петербурге, не торопится принимать это во внимание. Скептическое отношение к такой системе расчета объясняется отсутствием четких условий в Правилах оказания коммунальных услуг. Без соответствующей нормативной базы работа по новой схеме расчетов невозможна.

Следует полагать, что пока мусорная реформа не принесла значительных результатов. Прорыв в этой сфере еще явно где-то далеко, но в целом положительная динамика есть - о проблеме говорят часто не только в СМИ, но и на правительственном уровне.