В новый год с новым генпланом

Будни наступившего 2024 года непременно хотелось бы начать с новостей. Когда новости хорошие - приятно вдвойне, и втройне - если касаются любимого Петербурга.

Под занавес 2023 года Правительство Санкт- Петербурга окончательно утвердило проект нового генерального плана на период до 2040 года с прогнозом до 2050-го.

Напомним, что генеральный план – это главный градостроительный документ города, формируемый в целях планирования территорий, установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Текущий генплан был разработан в далеком 2005-м сроком до 2021 года. По сведениям прошлых лет актуализированная версия должна была появиться еще в 2018-м, но фактически это случилось только в конце 2023 года.

Прежде всего новый генплан будет направлен на реализацию проектов, связанных со строительством жилья, дорог и транспортной инфраструктуры, озеленением территорий, улучшением экологической обстановки в городе. В качестве основных ресурсов планируется привлечь бывшие земли сельхозназначения, а также застроенные территории, требующие реновации.

Одним из важнейших положений новой редакции генплана является отказ от строительства новых намывных территорий в акватории Невской губы, но обо всем по порядку.

Итак, жилье займет 20,3% от общей территории города. На данный момент этот показатель составляет 23,1%. Согласно прогнозу, к 2024 году население Петербурга вырастет до 6,5 млн человек, поэтому к 2030 году (первая очередь генплана) должно быть возведено 40 млн квадратных метров жилья, а к 2040 году (прогнозный срок) - около 67 млн кв. метров.

Если говорить в разрезе районов Санкт-Петербурга, то наиболее активно строительство развернется: в Пушкинском районе - до 15,36 млн кв. метров, Приморском районе - 8,96 млн кв. метров, Московском районе - 6,61 млн кв. метров, а также Выборгском, Красногвардейском и Невском.

Развитие транспортной инфраструктуры новый генплан предусматривает сразу в нескольких направлениях.

В отношении внешнего транспорта предполагается реконструкция аэропорта Пулково и объектов Морского порта Санкт-Петербурга, а также развитие аэропорта Левашово.

Положения о железнодорожном транспорте включили в себя концепцию ОАО «РЖД» по развитию железных дорог на территории Петербурга, в рамках которой должны появиться: высокоскоростная магистраль «Москва - Санкт-Петербург» и два диаметральных пригородных маршрута «аэропорт Пулково - Ораниенбаум» и «Токсово - Гатчина-Варшавская». Помимо этого, планируется создание пассажирского комплекса «Волковское», реконструкция Московского вокзала и станции «Санкт-Петербург-Главная».

Развитие внутреннего транспорта для Петербурга - вопрос наиболее острый и прежде всего связан с метрополитеном, его расширением и реконструкцией. Согласно новому генплану прогнозы на этот счет весьма оптимистичны.

Так, сейчас в городе действует 84 станции метро (с учетом строящихся). К 2030 году это количество должно увеличиться до 112, к 2040-му - до 184.
Приоритетным направление по-прежнему остается продление «красной ветки» до аэропорта Пулково. Также предусмотрено расширение сети метро на юг города в сторону «Экспофорума», железнодорожной станции Детскосельская и Шушар.

Новый генплан должен поспособствовать расширению городской трамвайной сети. На текущий момент ее протяженность составляет 228,7 км, к 2030 году показатель должен достичь 350,3 км, а к 2040-му — 471,9 км.

Помимо этого, запланировано строительство двух автовокзалов — в районе Купчино и Парнаса. Масштабными и стратегическими проектами утвержденного генплана станут новые переправы через Неву — Большой Смоленский мост, переправа в створе Широтной магистрали, Арсенальный мост, Новоадмиралтейский мост и Орловский тоннель.

Меры по улучшению ситуации с экологией и благоустройством города также нашли свое место в положениях нового генплана.

Так, общая площадь рекреационных зон к 2040 году должна превысить цифру в 42573 га, что составляет около 29% всей площади города. Увеличение зеленых зон планируется осуществить за счет отказа от строительства, например, в Колпинском районе, а также перевода неиспользуемых земель сельхозназначения в Пушкинском районе.

На период действия нового генплана утверждены территории для организации 12 объектов по обращению с ТКО, а также 40 снегоплавильных и снегоприемных пунктов мощностью 5 тысяч кубометров в сутки.

Помимо этого к 2040 году город должен обзавестись 226 новыми объектами образования, 104 — здравоохранения, 22 — социального обслуживания, а также 16 общественными пространствами и 6-ю торговыми комплексами.