Нарушение сроков госконтракта. Пени? – Не только!

В своей профессиональной деятельности мы довольно часто сталкиваемся с государственными и муниципальными контрактами, поэтому Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 7-П показалось нам весьма актуальным.

Так, Конституционный суд провел проверку статьи 7.32 КоАП РФ на соответствие Конституции, а именно правомерность практики привлечения организаций-подрядчиков, исполняющих госконтракт, к административной ответственности за нарушение сроков при условии, что данный факт нанес существенный вред интересам общества и государства.

Предыстория данного дела связана с жалобой на ущемление прав, поступившей в Конституционный суд Российской Федерации, от компании, которая в 2018 году заключила госконтракт с администрацией одного из муниципалитетов.

При этом свои обязательства компания исполнила, но с отклонением от указанных контрактом сроков на три месяца. Как следствие заказчику были выплачены пени.

Более того, данную компанию признали виновной в совершении административного правонарушения в соответствии с вышеуказанной статьей. Штраф составил более двух миллионов рублей.

При подаче жалобы позиция заявителя заключалась в том, что основу примененной статьи составляет сам факт действия или бездействия, которое привело к неисполнению обязательств. Таким образом, она не должна трактоваться настолько расширенно, прямо указывая на нарушение сроков.

Данная позиция Конституционным судом принята не была:

«... в качестве отдельного нарушения называет просрочку должника, которая по общему правилу не влечет безусловного прекращения договорных обязательств и тем более не исключает необходимость (или допустимость) их исполнения за пределами договорных сроков.

Законодателем не разграничивается, был ли такой вред причинен неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом, или ненадлежащим их исполнением, в том числе вследствие просрочки исполнения обязательства.

Рассматриваемая норма закрепляет административную ответственность не за неисполнение государственного или муниципального контракта, а за такие действия, когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями».

Иными словами, нарушение сроков и его последствия имеют все шансы повлечь за собой реальный ущерб интересам общества и государства в целом.

Таким образом, положения статьи 7.32 КоАП РФ были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, в Решении сказано, что аналогичный подход используют ФАС и суды, рассматривая просроченные исполнителем обязательства по государственному или муниципальному контракту как неисполнение обязательств.

Напомним, что данное Постановление Конституционного суда Российской Федерации было опубликовано в Российской газете 31 марта 2021 года.